База событий

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
Февраль 2016
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
Октябрь 2020
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
Применить

«Зачем корове пятая нога?» – татарстанские производители молока против маркировки

3 Февраля 2020

«До 15% может вырасти стоимость «молочки» для конечных потребителей после введения маркировки. Помимо прямых расходов, для больших производителей переход на обязательную маркировку чреват снижением эффективности производства и снижением темпов развития бизнеса. «Малышам» же он и вовсе грозит уходом с рынка. Маркировка как средство защиты потребителей от контрафакта — мера явно избыточная: сейчас с этим прекрасно справляется введенный год назад «Меркурий», позволяющий отследить путь молочной продукции «от поля до прилавка», — примерно так можно резюмировать выступления представителей молочноперерабатывающей отрасли, озвученные ими в ходе заседания проектной группы, прошедшей в Совете по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан.

Молочная продукция должна пополнить список товаров, подлежащих обязательной маркировке, 1 июня текущего года. Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции одобрила проект распоряжения Правительства РФ в сентябре 2019 г., не дожидаясь стартовавшего 15 июля результатов эксперимента (в список его участников входит порядка 30 компаний — производителей сырого молока, переработчиков и предприятий торговли). 

В силу отсутствия результатов эксперимента решение о введении обязательной маркировки молочной продукции выглядит как минимум преждевременным, — считает заместитель генерального директора АО «Агросила» по вопросам деятельности ООО «Агросила-Молоко» Светлана Байрашева:

— Отрасль совершенно не готова к внедрению маркировки: нет ни четких механизмов внедрения маркировки на производствах, ни понимания, как это будет интегрироваться с торговыми сетями, оформляться при поставке и т.д. Зато, я думаю, никто не сомневается, что для производителей это повлечет дополнительные затраты в десятки миллионов рублей: на каждую линию необходимо поставить свой маркиратор, каждый из которых стоит не менее трех миллионов. Это не считая трат на покупку принтеров, дорогих чернил, программное обеспечение и поддержку «софта», — приводит расчеты Байрашева. 

Велика вероятность, что переработчикам необходимо будет закупить резервное маркировочное оборудование: если маркиратор выйдет из строя, встанет и производственная линия, что может привести к порче сырья и готовой молочной продукции. Еще одна статья потенциальных затрат — расширение складских площадей и численности штата. 

— Внедряя «Меркурий», мы вынуждены были нанять в штат дополнительно 12 человек, — делится собственным опытом генеральный директор АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» Ауфар Галиев. — Внедрение маркировочного оборудования неизбежно поставит нас перед необходимостью нанимать новых людей.

Но если для крупных игроков молочного рынка внедрение маркировки чревато существенными затратами и ростом издержек, для «малышей» новшество и вовсе может оказаться фатальным. Многие из них серьезно закредитованы. Кроме того, предприятия, мощность переработки которых не превышает 5 тонн сырого молока в сутки, до сих пор не «отбили» затрат на запуск «Меркурия». Наконец, перед ними куда острее стоит вопрос сопровождения системы.

— Где мы в деревне найдем айтишника? — этот почти риторический вопрос задал на заседании группы председатель сельскохозяйственного кооператива «Большая Елга» (Рыбная Слобода), представитель Ассоциации фермерских хозяйств и личных подворий Минзифар Исмагилов. — Даже если мы изыщем деньги на покупку оборудования, то кто будет поддерживать оборудование и программное обеспечение в рабочем состоянии? Если даже для крупных заводов маркировка — большая головная боль, то для нас это и вовсе катастрофа. 

В профессиональном сообществе уверены — маркировка решает те же задачи, что и «Меркурий», позволяющий отследить путь продуктов «от поля до прилавка» через ветеринарные сертификаты, а значит эта мера абсолютно избыточна. Кроме того, процент контрафакта в общем объеме готовой молочной продукции несоизмерим, например, с долей подделок на алкогольном рынке.

— Маркировка даст потребителю информацию о производителе продукции, но для чего это нужно, если данная информация и без того содержится на упаковке в соответствии с Законом о защите прав потребителей? Грубо говоря, зачем корове пятая нога? — задается вопросом управляющий «Казанским молочным комбинатом» Александр Габдрахимов. — У нас нет проблемы фальсификации молочных брендов — не та маржа. Зато есть проблема качества входящего сырья, но с ней призван справиться «Меркурий». И если уж мы ходим обезопасить потребителя, давайте вводить систему прослеживаемости для пальмового масла и прочих продуктов, используемых для фальсификации сырья.

И.о. Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова предложила вынести вопрос целесообразности внедрения системы маркировки молочной продукции на ближайшее расширенное заседание Совета по предпринимательству. Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ выразили готовность обобщить данные переработчиков, включая КФХ и кооперативов по затратам на внедрение новой системы прослеживаемости.

— Данные переработчиков послужат для выработки консолидированной позиции производителей, МСХП и Минпромотрга РТ, которую мы будем доносить до Министерства промышленности Российской Федерации, — пояснила Венера Камалова.

Оставить отзыв

Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Отправить

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Данный сайт использует файлы cookies вашего браузера. Заходя на сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование cookies.

Согласиться