База событий

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
Февраль 2016
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
Октябрь 2020
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
Применить

Предприниматели обсудили механизмы защиты своих прав при работе с объектами интеллектуальной собственности

3 Февраля 2020

112 тысяч рублей — таков размер штрафа, присужденного предпринимательнице Айгуль Сакаевой за, как выяснилось, незаконное использование образов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.


Предпринимательница, оказывающая услуги аниматора, на своем сайте разместила изображения костюмов известных мультипликационных персонажей, права на которые принадлежат компании «Медиа-НН». Последняя и инициировала иск к Сакаевой. Та, в свою очередь, недоумевает — почему «крайней» сделали именно ее, а не производителя или оптового поставщика, у которого она купила костюмы? Данная ситуация отнюдь не редка: предприниматели часто становятся «жертвами» правообладателей. Как обезопасить себя во взаимоотношениях с контрагентами при реализации товаров и услуг, если они затрагивают чужие результаты интеллектуальной деятельности? Ответ на этот вопрос пытались найти участники проектной группы, заседание которой состоялось на днях в Совете по предпринимательству.

Бесспорно, объекты авторского права подлежат охране в соответствии с законодательством, поэтому формально правообладатель прав: его права были нарушены, нарушитель должен понести наказание. Однако кейс Айгуль Сакаевой — это скорее, история про отсутствие знаний и коммуникаций между предпринимателем и правообладателем: о том, что она должна «Медиа-НН» огромную, по ее меркам сумму, предпринимательница узнала, когда уже был инициирован судебный иск. Возникает вопрос — почему спор не был урегулирован в досудебном порядке, как это прописано в законодательстве. Выяснилось, что предпринимательнице соответствующее предложение все же было направлено, но по физической почте, и в руки к Сакаевой так и не попало — в доме шел капитальный ремонт; документ был утерян.

По словам исполнительного директор ООО «Медиа-НН» Георгия Давыдьяна, подобные ситуации в практике взаимодействия правообладателя с нарушителями нередки. Однако даже те предприниматели, кому предложение об урегулировании спора в досудебном порядке все же было доставлено, откликаются на него не более, чем в 20% случаев. Урегулировать спор до суда готовы и того меньше — 10-15% нарушителей.

— Мы открыты к диалогу, — уверяет Давыдьян. — Но и предприниматель должен обладать хотя бы минимальными знаниями законодательных норм. Коль скоро они работают в сфере реализации товаров и услуг, он должен руководствоваться положениями Закона о защите прав потребителей, который гласит, что продукция должна содержать исчерпывающую информацию о производителе. Почему они сами не задаются вопросом — где, кем и в каких условиях произведена используемая ими продукция, и насколько она удовлетворяют требованиям безопасности?

Еще одним фигурантом судебного иска, инициированного Российским авторским обществом, стало ООО «Тюбетей»: суд на 60 тыс. рублей оштрафовал компанию за незаконное использование музыкальных композиций во время проведения детского праздника в одном из кафе одноименной сети. Урегулировать спор в досудебном порядке также не удалось — письмо от РАО с предложением решить все мирным путем в руки к учредителям сети не попало.

— Представители Российского авторского общества могли бы передать письмо непосредственно в руки управляющего кафе, однако они этого не сделали. Складывается ощущение, что судебную практику оно использует не для защиты авторских и смежных прав, а для зарабатывания денег, — говорит соучредитель сети «Тюбетей» Айнур Камалиев.

Между тем, позицию РАО также можно описать известной поговоркой о спасении утопающих: представители общества убеждены, что добросовестные предприниматели должны сами выступать с инициативой заключения лицензионного договора. Генеральный директор ЗАО «Артпатент», эксперт в области авторского права Григорий Бусарев, напротив, уверен, что в выстраивании взаимодействия должны быть заинтересованы обе стороны:

— Компаний — больших правообладетелей не так много, и это дает возможность выстроить общую модель коммуникаций с пользователями, — уверен юрист. 

На заседании проектной группы прозвучало еще несколько предложений по защите интересов предпринимателей, соприкасающихся с объектами интеллектуальной собственности. Одно из них — маркировка товаров, на которые зарегистрированы авторские права. 

— Безусловно, это сложная, не сиюминутная задача, — поясняет Бусарев. — Но это, действительно, может работать в интересах обеих сторон — и правообладателей, и лицензиатов.

И.о. Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала, что в настоящее время готовится большое обучающее мероприятие для предпринимателей с участием представителей крупных компаний-правообладателей, в том числе, «Медиа-НН» и РАО.

— Ключевая проблема для предпринимателей, работающих с объектами интеллектуальной собственности — отсутствие информации о том, какие их действия могут быть расценены как нарушение законодательства об авторских и смежных правах и порядке урегулирования конфликтов. Распространение информации о способах защиты прав предпринимателя с спорах о нарушении авторских и исключительных прав позволит обезопасить их от возможных убытков, — говорит Венера Камалова.

Оставить отзыв

Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Отправить

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Данный сайт использует файлы cookies вашего браузера. Заходя на сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование cookies.

Согласиться