База событий
- В Татарстане заработала «горячая линия» для поддержки предпринимателей 24 Марта 2020
- В Татарстане формируются предложения по дополнительным мерам поддержки предпринимателей в период пандемии 23 Марта 2020
- XIV заседание Света по предпринимательству: чего боятся самозанятые, молочники и грузоперевозчики 6 Марта 2020
- XIV расширенное заседание Совета по предпринимательству: о чем представители бизнеса просили Президента 5 Марта 2020
- Онлайн-трансляция XIV расширенного заседания Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан 27 Февраля 2020
- «ФССП – это Регпалата десятилетней давности». Предприниматели обсудили сложности работы с приставами. 14 Февраля 2020
- Историко-культурная экспертиза: копать или не копать? 13 Февраля 2020
- Отмена ЕНВД: трудности перехода. Предприниматели ратуют за снижение ставок УСН и патента 11 Февраля 2020
- В Казани на базе супермаркета «Бэхетле» откроется первый коворкинг для самозанятых кондитеров 10 Февраля 2020
- Грузоперевозчики опасаются массовых штрафов после введения автоматического весового контроля 10 Февраля 2020
- Отельеры Татарстана получили предписания по предотвращению короновируса от Роспотребндазора РТ 3 Февраля 2020
- Предприниматели обсудили механизмы защиты своих прав при работе с объектами интеллектуальной собственности 3 Февраля 2020
- «Зачем корове пятая нога?» – татарстанские производители молока против маркировки 3 Февраля 2020
- «Мы все время находимся в состоянии компьютерной игры – проходить новые уровни становится все сложнее» 24 Января 2020
- Начала работу «горячая линия» Роспотребнадзора по вопросам качества молочной продукции 21 Января 2020
- Самозанятые обсудили лицензирование, маркировку товаров и взаимодействие с контролерами 16 Января 2020
- Наставники Совета по предпринимательству подвели итоги работы с бизнесом в муниципалитетах 25 Декабря 2019
- Нижнекамский бизнес и исполком продолжают совместную работу над улучшением бизнес-активности 5 Декабря 2019
- Владельцы гостиниц страдают от ремонта: почему дорожные работы становятся для отельеров серьезной проблемой 3 Декабря 2019
- Расчеты отельеров с клиентами – ответы на самые частые вопросы 2 Декабря 2019
Предприниматели об изменениях в законе о закупках: «Это не форточка, а дверь, которая дает возможность закупать что угодно у аффилированных компаний»
6 Февраля 2018
Исполнительный директор торговой площадки для закупочной деятельности коммерческих структур «Онлайн-контракт» Айдар Хайрутдинов обратился в Совет по предпринимательству в связи с изменениями в законе о закупках 223-ФЗ. По его словам, изменения могут повлечь серьезные последствия, так как в них есть множество лазеек для злоупотреблений.
Закупки в России регулируют два закона: 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ, который регулирует закупки госорганов. По последнему закону претензий нет ни у одной стороны закупок — он прозрачен и не дает возможности для злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков, в отличие от достаточно рамочного 223-ФЗ. В связи с этим в конце прошлого года были приняты два закона, которые внесли большие изменения в 223-ФЗ — законы № 504-ФЗ и № 505-ФЗ. Предприниматели, обратившиеся в Совет, уверили, что нововведения выводят из-под действия закона закупки взаимозависимых юрлиц, а значит, их могут проводить как угодно; теперь такие закупки никто не будет контролировать.
«Нас как оператора электронной торговой площадки взволновало включение в 223-ФЗ закупку у зависимых компаний — теперь эти закупки выводятся из-под действия 223-ФЗ и фактически закупки у „дочек“ — „внучек“ — „правнучек“ и любых других компаний проходят любым способом вне рамок закона. Это не форточка, а дверь, которая дает возможность всем возможность закупать вне торговой площадки, в не конкурентных процедурах, вне рамок закона любой вид продукции», — рассказал Хайрутдинов экспертам Совета. По его словам, ранее основной сложностью была закупка у единственных поставщиков — зависимой компании: «Закупить у „дочки“ все что угодно не составит никакого труда. Речь идет о крупнейших корпорациях, вы эту сумму в принципе не увидите», — заявил он.
Хотя новые правила имеют и положительные последствия — закупки всех субъектов малого и среднего предпринимательства должны будут проводиться в электронной форме, что делает процесс более прозрачным. Этому правилу следуют и некоторые крупные компании — также руководствуясь большей прозрачностью процесса. Кроме того, нововведения закрепили исчерпывающий перечень документов, которые должны представлять субъект малого и среднего предпринимательства для участия в закупках. Проводить закупки возможно на разных площадках, но требования на каждой из них разные — по подготовке документации, в способе функционирования электронной площадки.
На встрече проектной группы предприниматели рассказали о ситуации, когда их заявку вскрыли: «Выяснилась аффилированность, конкуренты посмотрели нашу цену и дали ниже. С этим бороться очень сложно — то ли к правоохранительным органам обращаться, то ли в ФАС, но так заказчик никогда работать не будет».
Участники пожаловались и на отсутствие возможностей по обучению участию в закупках: «Единого центра, где можно получить знания, у нас в республике нет. Есть разве что периодические семинары Федеральной антимонопольной службы и Агентства по госзаказу РТ, но не понятно, когда именно они проходят». Заместитель гендиректора Центра развития закупок Республики Татарстан Наиля Шагиева ответила предпринимателю, что у Госкомитета по закупкам такие мероприятия есть. Они обучают и заказчиков, и участников закупок — каждый квартал проводятся бесплатные семинары для участников закупок. «Мы рассылаем приглашения, в том числе Уполномоченному, в Общественную палату, во все общественные организации, которые так или иначе связаны с предпринимателями — фокус на субъектах малого и среднего бизнеса», — пояснила она, добавив, что, возможно, нужно иначе искать тех, кто нуждается в этой информации.
Шагиева отметила, что уже ведется практика выездного обучения в районах для конкретных управляющих. Это тоже дает свои плоды. Есть и дистанционное обучение, которое проводит Центр развития закупок на платной основе.
В качестве решения проблемы участники обсуждения предложили внести новые изменения в федеральный закон, ограничивающие закупки в бумажном виде или предусматривающие введение оценки участников по критериям, что помогло бы исключить аффилированность.
«Эти претензии к закону были с момента принятия, но ожидалось, что они выровняются по содержанию, но происходит так, как происходит — образовалась гидра, это уже не 44 и не 223. Неудобно всем», — подтвердила главный эксперт Совета Венера Камалова. Она предложила участникам подумать, как адаптировать федеральное положение для регионального уровня: «Если есть какая-то потенциальная возможность урегулирования, то почему мы бы нам не разработать его?» К следующей встрече предприниматели сформулируют более конкретные предложения по этому вопросу.
Закупки в России регулируют два закона: 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ, который регулирует закупки госорганов. По последнему закону претензий нет ни у одной стороны закупок — он прозрачен и не дает возможности для злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков, в отличие от достаточно рамочного 223-ФЗ. В связи с этим в конце прошлого года были приняты два закона, которые внесли большие изменения в 223-ФЗ — законы № 504-ФЗ и № 505-ФЗ. Предприниматели, обратившиеся в Совет, уверили, что нововведения выводят из-под действия закона закупки взаимозависимых юрлиц, а значит, их могут проводить как угодно; теперь такие закупки никто не будет контролировать.
«Нас как оператора электронной торговой площадки взволновало включение в 223-ФЗ закупку у зависимых компаний — теперь эти закупки выводятся из-под действия 223-ФЗ и фактически закупки у „дочек“ — „внучек“ — „правнучек“ и любых других компаний проходят любым способом вне рамок закона. Это не форточка, а дверь, которая дает возможность всем возможность закупать вне торговой площадки, в не конкурентных процедурах, вне рамок закона любой вид продукции», — рассказал Хайрутдинов экспертам Совета. По его словам, ранее основной сложностью была закупка у единственных поставщиков — зависимой компании: «Закупить у „дочки“ все что угодно не составит никакого труда. Речь идет о крупнейших корпорациях, вы эту сумму в принципе не увидите», — заявил он.
Хотя новые правила имеют и положительные последствия — закупки всех субъектов малого и среднего предпринимательства должны будут проводиться в электронной форме, что делает процесс более прозрачным. Этому правилу следуют и некоторые крупные компании — также руководствуясь большей прозрачностью процесса. Кроме того, нововведения закрепили исчерпывающий перечень документов, которые должны представлять субъект малого и среднего предпринимательства для участия в закупках. Проводить закупки возможно на разных площадках, но требования на каждой из них разные — по подготовке документации, в способе функционирования электронной площадки.
На встрече проектной группы предприниматели рассказали о ситуации, когда их заявку вскрыли: «Выяснилась аффилированность, конкуренты посмотрели нашу цену и дали ниже. С этим бороться очень сложно — то ли к правоохранительным органам обращаться, то ли в ФАС, но так заказчик никогда работать не будет».
Участники пожаловались и на отсутствие возможностей по обучению участию в закупках: «Единого центра, где можно получить знания, у нас в республике нет. Есть разве что периодические семинары Федеральной антимонопольной службы и Агентства по госзаказу РТ, но не понятно, когда именно они проходят». Заместитель гендиректора Центра развития закупок Республики Татарстан Наиля Шагиева ответила предпринимателю, что у Госкомитета по закупкам такие мероприятия есть. Они обучают и заказчиков, и участников закупок — каждый квартал проводятся бесплатные семинары для участников закупок. «Мы рассылаем приглашения, в том числе Уполномоченному, в Общественную палату, во все общественные организации, которые так или иначе связаны с предпринимателями — фокус на субъектах малого и среднего бизнеса», — пояснила она, добавив, что, возможно, нужно иначе искать тех, кто нуждается в этой информации.
Шагиева отметила, что уже ведется практика выездного обучения в районах для конкретных управляющих. Это тоже дает свои плоды. Есть и дистанционное обучение, которое проводит Центр развития закупок на платной основе.
В качестве решения проблемы участники обсуждения предложили внести новые изменения в федеральный закон, ограничивающие закупки в бумажном виде или предусматривающие введение оценки участников по критериям, что помогло бы исключить аффилированность.
«Эти претензии к закону были с момента принятия, но ожидалось, что они выровняются по содержанию, но происходит так, как происходит — образовалась гидра, это уже не 44 и не 223. Неудобно всем», — подтвердила главный эксперт Совета Венера Камалова. Она предложила участникам подумать, как адаптировать федеральное положение для регионального уровня: «Если есть какая-то потенциальная возможность урегулирования, то почему мы бы нам не разработать его?» К следующей встрече предприниматели сформулируют более конкретные предложения по этому вопросу.
Фото превью: 813.ru