База событий

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
Февраль 2016
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
Апрель 2018
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
Применить

Совет по предпринимательству поможет улучшить механизмы взаимодействия банков с предпринимателями в случае блокировок счетов компаний

4 Апреля 2018
В 2017 году в средствах массовой информации стали появляться данные о частых приостановлениях операций по счетам предпринимателей. Бизнес жаловался на то, что причины этих действий им никто не объяснял — в частности, специализированные отделы банков никак не информировали их о возможностях продолжить нормальную работу. Предпринимателям, которым заблокировали счет в одном банке, часто не соглашаются открыть счет в другом, а о сроках возобновления операций сведений никаких нет.
Тема блокировок счетов предпринимателей и приостановление операций по счетам уже обсуждались с помощником президента Альбертом Нафигиным, сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов: «Решили, что необходимо выносить ее на общественное обсуждение и зафиксировать пути решения. Есть такое мнение, что банки не ведут себя корректно, и у коллег оно нашло подтверждение: надо упрощать процедуры, реорганизовать службу по комплаенсу с более человеческим лицом, унифицировать процессы, ускорять рассмотрение, чтобы банки не кошмарили своих клиентов. Но крайних в этой ситуации нет, нужно всем работать вместе», — продолжил Нагуманов.

Главный эксперт Венера Камалова резюмировала поступившие в адрес совета предложения по решениям проблемы. Первое — создать памятку для бизнеса, чтобы было понятно, какие операции могут стать основанием для негативных последствий. Второй выход — методические рекомендации по взаимодействию банков с клиентами. «Этот второй документ вы ожидаете от ЦБ России, чтобы он дал сводные рекомендации по порядку ваших действий, либо вы можете самостоятельно их составить — мы это еще рассмотрим», — уточнила она. Камалова напомнила, что с 30 марта в Москве работает комиссия по рассмотрению таких блокировок: «Возможно, мы организуем свою комиссию — пока здесь предложений никто не высказывал».

Айдар Багавиев, директор по комплаенсу «Ак барс банка», заявил, что подобную памятку разработали внутри банка и разместили полгода назад на специальном сайте для представителей бизнеса: «В рамках нее мы объяснили, какие операции могут вызвать подозрение и какие документы могут клиента защитить. Нам как банку было бы интересно распространить ее по максимуму». По словам представителя банка, в основном страдают добросовестные предприниматели: «Они не понимают, почему к ним цепляются, с их точки зрения операции носят абсолютно прозрачный характер. „Черные“ клиенты, которые действительно занимаются обналом, намного лучше камуфлируют свои операции. Реальному бизнесу нужно сказать: если ты переводишь физикам вне зарплатных проектов суммы большие, тебе обязательно нужно иметь соответствующие договора, подтверждающие какие-то услуги или товары».

По словам уполномоченного, часто предприниматели и банки не могут найти общий язык. «Предприниматели говорят: мне позвонили из банка и сказали принести „все документы“. Что это такое — все документы, я не понимаю», — рассказал он. «Банк хочет добиться всего лишь двух ответов: в чем экономическая целесообразность операции, и источник происхождения денежных средств. Мы хотим, чтобы клиент понимал, какие документы он может предоставить, чтобы он был ведущим в этом вопросе. Согласны, не всегда это получается, и предприниматели воспринимают это как „дай то, не знаю что“», — ответил Багавиев.

По словам Багавиева, довести информацию более конкретно до клиентов сложно по той причине, что таких клиентов слишком много; кроме того, в банках не всегда понимают специфику отдельных видов бизнеса. Его коллега Ильдар Абдуллин рассказал, как видят эту проблему предприниматели: «Когда у клиента заблокирован счет, он не знает, что делать. Предупреждающая работа должна строиться параллельно, но нужно узаконить механизм реабилитации клиентов. У Росфинмониторинга есть соответствующее письмо: там обозначен общий порядок, десятидневный срок по получению обоснованного ответа от банка, и если ответ банка отрицательный, клиент обращается в комиссию регулятора, там срок 3 дня». По словам Абдуллина, не только предприниматели, но и не все банки обратили внимание на это письмо. «Надо разделить потоки: предупреждение, обучение, повышение финансовой грамотности. Если обучающие мероприятия будут организованы на уровне республики, банки могут принять участие в этом, делать разъяснения по пресечению этих проблем», — пояснил он.

Багавиев поддержал предложение коллеги по проведению обучения, но в части создания межведомственной комиссии оказался настроен не так оптимистично. Вместо этого он предложил создать подразделения внутри банков, которое бы защищало собственных клиентов, кроме того, этот механизм банк уже внедряет, сообщил он.

Эксперты Совета попросили представителей кредитных организаций предоставить их памятки, чтобы аккумулировать информацию либо дополнить ее, создав общий информационный лист.

Оставить отзыв

Отправить

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Данный сайт использует файлы cookies вашего браузера. Заходя на сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование cookies.

Согласиться