База событий

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
Февраль 2016
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
Август 2018
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
  • 2018
Применить

Предприниматели об изменениях в законе о закупках: «Это не форточка, а дверь, которая дает возможность закупать что угодно у аффилированных компаний»

6 Февраля 2018
Исполнительный директор торговой площадки для закупочной деятельности коммерческих структур «Онлайн-контракт» Айдар Хайрутдинов обратился в Совет по предпринимательству в связи с изменениями в законе о закупках 223-ФЗ. По его словам, изменения могут повлечь серьезные последствия, так как в них есть множество лазеек для злоупотреблений.

Закупки в России регулируют два закона: 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ, который регулирует закупки госорганов. По последнему закону претензий нет ни у одной стороны закупок — он прозрачен и не дает возможности для злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков, в отличие от достаточно рамочного 223-ФЗ. В связи с этим в конце прошлого года были приняты два закона, которые внесли большие изменения в 223-ФЗ — законы № 504-ФЗ и № 505-ФЗ. Предприниматели, обратившиеся в Совет, уверили, что нововведения выводят из-под действия закона закупки взаимозависимых юрлиц, а значит, их могут проводить как угодно; теперь такие закупки никто не будет контролировать.

«Нас как оператора электронной торговой площадки взволновало включение в 223-ФЗ закупку у зависимых компаний — теперь эти закупки выводятся из-под действия 223-ФЗ и фактически закупки у „дочек“ — „внучек“ — „правнучек“ и любых других компаний проходят любым способом вне рамок закона. Это не форточка, а дверь, которая дает возможность всем возможность закупать вне торговой площадки, в не конкурентных процедурах, вне рамок закона любой вид продукции», — рассказал Хайрутдинов экспертам Совета. По его словам, ранее основной сложностью была закупка у единственных поставщиков — зависимой компании: «Закупить у „дочки“ все что угодно не составит никакого труда. Речь идет о крупнейших корпорациях, вы эту сумму в принципе не увидите», — заявил он.

Хотя новые правила имеют и положительные последствия — закупки всех субъектов малого и среднего предпринимательства должны будут проводиться в электронной форме, что делает процесс более прозрачным. Этому правилу следуют и некоторые крупные компании — также руководствуясь большей прозрачностью процесса. Кроме того, нововведения закрепили исчерпывающий перечень документов, которые должны представлять субъект малого и среднего предпринимательства для участия в закупках. Проводить закупки возможно на разных площадках, но требования на каждой из них разные — по подготовке документации, в способе функционирования электронной площадки.

На встрече проектной группы предприниматели рассказали о ситуации, когда их заявку вскрыли: «Выяснилась аффилированность, конкуренты посмотрели нашу цену и дали ниже. С этим бороться очень сложно — то ли к правоохранительным органам обращаться, то ли в ФАС, но так заказчик никогда работать не будет».

Участники пожаловались и на отсутствие возможностей по обучению участию в закупках: «Единого центра, где можно получить знания, у нас в республике нет. Есть разве что периодические семинары Федеральной антимонопольной службы и Агентства по госзаказу РТ, но не понятно, когда именно они проходят». Заместитель гендиректора Центра развития закупок Республики Татарстан Наиля Шагиева ответила предпринимателю, что у Госкомитета по закупкам такие мероприятия есть. Они обучают и заказчиков, и участников закупок — каждый квартал проводятся бесплатные семинары для участников закупок. «Мы рассылаем приглашения, в том числе Уполномоченному, в Общественную палату, во все общественные организации, которые так или иначе связаны с предпринимателями — фокус на субъектах малого и среднего бизнеса», — пояснила она, добавив, что, возможно, нужно иначе искать тех, кто нуждается в этой информации.

Шагиева отметила, что уже ведется практика выездного обучения в районах для конкретных управляющих. Это тоже дает свои плоды. Есть и дистанционное обучение, которое проводит Центр развития закупок на платной основе.

В качестве решения проблемы участники обсуждения предложили внести новые изменения в федеральный закон, ограничивающие закупки в бумажном виде или предусматривающие введение оценки участников по критериям, что помогло бы исключить аффилированность.

«Эти претензии к закону были с момента принятия, но ожидалось, что они выровняются по содержанию, но происходит так, как происходит — образовалась гидра, это уже не 44 и не 223. Неудобно всем», — подтвердила главный эксперт Совета Венера Камалова. Она предложила участникам подумать, как адаптировать федеральное положение для регионального уровня: «Если есть какая-то потенциальная возможность урегулирования, то почему мы бы нам не разработать его?» К следующей встрече предприниматели сформулируют более конкретные предложения по этому вопросу.
Фото превью: 813.ru

Оставить отзыв

Отправить

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Данный сайт использует файлы cookies вашего браузера. Заходя на сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование cookies.

Согласиться