База событий

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
Февраль 2016
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
Ноябрь 2017
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2016
  • 2017
Применить

«Если оставить существующую норму по плате за негативное воздействие на окружающую среду, операторы могут разориться»

26 Октября 2017
При размещении твердых коммунальных отходов операторы должны оплачивать негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), такое требование закона появилось недавно. Однако сами предприниматели пока не могут действовать по этой норме, так как утвержденного тарифа не существует. Региональный оператор также не определен — на него даже не объявлен конкурс. Когда регоператор все же появится, возникнет неопределенная ситуация: неясно, кто и в каком размере должен платить за НВОС, так как существующая методика должна опираться на данные о расходах, которых нет, как и тарифов. Если останется существующая ситуация, операторов заставят платить огромные суммы, рассчитанные за 2016 и 2017 год, когда не было предусмотрено никаких тарифов. Участники встречи попытались определить варианты выхода из ситуации для этих предпринимателей.
На данный момент платят за негативное воздействие те, кто образует отходы, хотя формально это не предусмотрено по закону. Понимая ситуацию, Федеральный Росприроднадзор пояснял в своем письме региональному отделению, что даже если образователь отходов знает, что платит незаконно, возместить расходы он не сможет. По мнению минстроя РТ, нельзя заставлять операторов платить за негативное воздействие, если в тарифах не утверждены расходы, сказал Рустем Богданов, начальник отдела обращения с отходами министерства. «Когда выберут регионального оператора, операторы будут обязаны оплатить эти суммы за 2016 и 2017 годы, хотя в тарифах за 2016 год эти затраты не были учтены. И они сразу попадают в нехорошую ситуацию — фактически на грани банкротства», — сказал он. Чтобы помочь предпринимателям, министерство направляло письма главе минприроды Сергею Донскому, главе минстроя Александру Меню, депутату Госдумы от Татарстана Александру Сидякину, и также письмо ушло в Совет федерации.

В ответ в минстрое РФ предложили законопроект по внесению изменений в 458-ФЗ, чтобы взымать плату с момента, когда в полной мере заработает новое ценообразование, когда региональный оператор приступит к своей деятельности по тарифам, где все учтено, продолжил Богданов. Пока министерство предлагает оставить плательщиками до конца 2017 года тех, кто образует отходы.

Заместитель председателя Госкомитета РТ по тарифам Лилия Борисова отметила, что ситуация осложняется на базовом уровне даже отсутствием понятия регионального оператора. Кроме того, пока нет ни утвержденных тарифов, ни объявленного конкурса на регоператора. Тарифы устанавливаются раз в год, и в прошлом году были определены тарифы для полигонов, но тогда полигоны еще не имели статуса оператора.

«По существовавшей методике ценообразования было решено, что первый год берется как „экономически обоснованные затраты“ — но на тот момент ни один полигон не платил за негативку, в тарифах этого тоже нет», — объяснила Борисова. Теперь, когда операторы заявляются, долгосрочный тариф им нужно выставить методом экономически обоснованных затрат, но они не платили — то есть узнать обоснованность невозможно. «Раньше за ТКО плата не взималась, сейчас законом это предусмотрено. Оператору от жилья должны оплачивать, но так как жильцы не платят за это оператору, им эти средства неоткуда взять. Если мы пойдем по пути взимания с операторов, им конец», — поддержал представитель Росприроднадзора Максим Акутин. При этом плата по закону должна идти от оператора, считает ведомство: «Нужно вносить законодательные изменения о переносе взимания платы до выбора регоператора. По позиции минстроя мы не возражаем, если будут внесены изменения в закон об отходах либо перенесен срок».

Представитель минэкологии Раиса Шагидуллина напомнила, что требование по взиманию платы с регоператоров и операторов действует с 1 января 2016 года, и странно, что об этом задумались по истечению двух лет. «Правильно было бы, чтобы платил тот, кто образует отходы, это работает как стимулирующий фактор к снижению количества отходов, поступающих на полигон», — сказала она.

В закон нужно внести формулировку, что эта схема начинает действовать с того момента, как тариф стал коммунальным, когда выбран регоператор, заявил директор «ПЖКХ» Сергей Богатов. «То есть мы предлагаем два года никого не дергать, это позитивный момент. Если операторы сейчас начнут, они за счет транспортировки начнут увеличивать плату», — предупредила главный эксперт Совета по предпринимательству Венера Камалова.

Участники попросили конкретизировать, когда появится регоператор, из-за отсутствия которого так тормозится процесс. По словам Богданова, для начала необходимо внести изменения в территориальную схему, и этот процесс постоянно усложняется новыми рекомендациями, требованиями, пересчетами и так далее: «Была принята программа „чистая страна“, которая провозгласила концепцию нулевого захоронения ТКО в городе Казани — завод мусоросжигательный, пришлось снова всю логистику в западной зоне менять, предусмотреть еще два новых полигона. Все плечи нужно пересчитывать, всю инфраструктуру, стоимость», — перечислил он. Не утвердив терсхему в новой редакции, нельзя разработать документацию об отборе, к тому же сейчас идет работа над электронной моделью схемы: «Там договорные отношения пока не заключены, но в ходе работы над моделью становится понятно, что опять надо вносить изменения. Дождемся результатов работы электронной модели, и единую, со всеми согласованную схему двинем на утверждение. Как появятся утвержденные территориальные схемы, документация об отборе будет утверждена в течение 10 дней», — заверил он. Документацию об отборе, скорее всего, удастся подготовить в этом году, но регоператор реально может появиться только в феврале 2018 года, по закону он должен быть выбран к маю.

Операторы должны заключить договоры в течение полугода после установления тарифов, но Богданов не верит, что это возможно: «Полгода — это мало, вряд ли им хватит. Постоянно будут вовлекаться новые абоненты». Следует привязать начало оплаты к началу деятельности, а не моменту появления регоператора, резюмировал он: «В законе уже прописано, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу возникает, но не позже, чем 1 января 2019 года».

Богданов уточнил, что в законопроекте, который касается платы, сказано, что обязанность по плате наступает со дня начала действия тарифов для операторов по обращению с ТКО. Порядок для этого устанавливается основами ценообразования. Борисова предложила убрать понятие оператора, оставив только понятие регионального оператора — так как в любом случае просто оператор не может действовать без регоператора. Участники в течение недели проработают предложения по этой редакции проекта закона.

Оставить отзыв

Отправить

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Данный сайт использует файлы cookies вашего браузера. Заходя на сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование cookies.

Согласиться